Те, кто со мной уже давно, знают, что моя двухлетняя дочка фанатично любит книги. Она еще толком-то не умела говорить, а уже требовала "ки!" по миллион раз в день. Потом "ки" превратились в "киги" и со временем эволюционировали до книг. Любовь была верной и крепкой, пока ее не сломил кризис двухлетнего возраста. Тема эта для меня сейчас очень актуальная, поэтому предыдущий пост был посвящен книгам от капризов, которые неминуемо сопровождают кризисы различных этапов становления личности ребенка.  

 

Из книги "Капризы и истерики: как справиться с детским гневом" я узнала, что первый кризис в жизни ребенка (тот самый период "ужасных двухлеток") связан с тем, что маленький человек, с одной стороны, предпринимает попытки заявить о себе как о самостоятельной личности, а с другой - испытывает сильную потребность в родителях.

 

Я отлично вижу проявления этого противоречия в поведении своей дочки: вечные несогласия и отрицания ("нет, нет, нет!") соседствуют с поведением "мамин хвостик" практически в прямом смысле этого слова.

 

В возрасте двух лет у детей зачастую начинаются проблемы со всем - сном, едой, гигиеной и так далее. Любимые книги тоже стали жертвой. Моя малышка буквально вчера была способна с интересом выслушивать довольно длинные тексты, а теперь теряла интерес после первой же фразы или вообще начинала злиться в ответ на мое предложение что-нибудь почитать.

 

Мама приуныла, но взяла себя в руки и придумала хитрый и коварный план по возвращению любви к чтению. Мне помогли вот эти 2 книжки. Почему именно эти? Как я их выбрала? Сейчас расскажу.  

 

 

1. "Макс и мишка"

 

ПОЧЕМУ: Моя дочка очень любит серию книг про Макса, и я подумала, что новинка должна ее точно заинтересовать.

Если у ребенка есть любимый герой мультика или игрушка, найдите книжки про них, тоже должно сработать.  

 

 

Если вы еще не знакомы с историями про Макса, то расскажу в двух словах. Эту серию книг придумали шведские писательница и художница в 80ые годы прошлого века, а до нас они дошли только сейчас.   

 

Главный герой - малыш Макс: весельчак, шутник и немного хулиган; непосредственный, искренний, забавный, как и все дети. Он растет, познает мир, испытывает разные эмоции.

 

Каждая книга про Макса посвящена какому-то одному событию, явлению, этапу в жизни ребенка. Макс купается, катает тележку, играет с другим малышом, осваивает горшок, знакомится с неизвестными предметами - одним словом, живет насыщенной малышовой жизнью.   

 

 

В истории про мишку показаны взаимоотношения ребенка с любимой игрушкой - Макс целует мишку, кусает его от полноты чувств (моя Сашка все время вгрызалась в носы игрушек), а потом бросает на пол. Мишка попадает в горшок, и ему там не нравится, но на помощь приходит песик - верный спутник Макса во всех делах.

 

В каждой книге про Макса ребенок видит очень знакомые для него ситуации, каждый сюжет близок и интересен. Я же использую эти короткие истории, чтобы поговорить с ребенком на определенную тему - мы вместе с Максом привыкали к горшку и бросали пустышку. На примере этой книжки я объясняю, что не надо швырять игрушки - им это не нравится (а то есть у Сашки такой бегемот, который все время оказывается на грязном коврике в коридоре перед входной дверью).

 

 

Книжкам про Макса можно найти разное применение:

- развивать речь: во всех историях простые, четкие фразы с причинно-следственными связями.

- объяснять и учить на примере Макса. Я в этом случае дополняю и расширяю сюжет по своему усмотрению.

- использовать как книги для первого самостоятельного чтения: крупный шрифт и короткие фразы этому способствуют.

 

Ну и конечно рассматривать чудесные иллюстрации! Картинки вообще играют очень важную роль в возникновении любви между ребенком и книгами. Это как в жизни - сначала обращаешь внимание на внешность человека, а потом влюбляешься с его сущность, в душу. Именно на этом базируется мой выбор второй книги.      

 

 

2. "Лев и птичка"

 

ПОЧЕМУ: иллюстрации, к которым не возможно остаться равнодушным.

Если ребенок не любит читать (или временно потерял интерес к книгам, как в моем случае), не усидчив, не может долго концентрироваться на тексте книги, поймайте его внимание картинками. Не пренебрегайте виммельбухами и книжками с минимальным количеством текста, увеличивая его объем постепенно.    

 

 

В эту книгу я влюбилась с первого взгляда! Стиль иллюстраций, их цветовая тональность, бумага, стиль и настроение текста - все мое на сто процентов.

 

 

Сама история очень простая - птичка повреждает крыло, лев берет ее себе в дом и заботится. Но весной, когда крыло заживает, она должна улетать вместе с другими перелетными птицами. Лев скучает, ему одиноко. Он ждет осени в надежде на то, что птичка вернется. И она дествительно возвращается.

 

История простая, но очень глубокая - про дружбу, одиночество, надежды, ожидания, преданность. Про то, как важно отдавать что-то другому - заботу, внимание и тепло.     

 

 

Как видите, текста в книге мало, есть развороты и вообще без него.

 

Когда я читала книгу дочке в первый раз (надо сказать, что она ее сразу заинтересовала, в чем я не сомневалась), я сначала прочитывала текст, где он есть, а потом описывала своими словами иллюстрации. Их не возможно быстро перелистывать - хочется смаковать каждую картинку как можно дольше.  

  

 

Покажу вам еще несколько разворотов книги, чтобы заразить вас моей к ней любовью.

 

 

Книга очень трогательная, лиричная и меланхоличная - идеальная для тихого семейного вечера с детьми за чаем и разговорами.

 

 

Но кроме всех тех философских тем, про которые я говорила, вместе с чтением книги можно обсудить смену времен года - чем отличается каждый сезон и что интересного можно для себя найти в каждом из них.  

 

 

Проводите по возможности больше времени с детьми и наслаждайтесь своим вторым детством :).